05.04.2010 17:18
    Поделиться

    Треть терминалов для моментальной оплаты отключена и не будет работать в ближайший месяц

    С начала месяца 25-30 процентов аппаратов моментальных платежей по всей стране прекратили свою работу. Из-за этого салоны сотовой связи повысили сумму минимального платежа с 10 рублей до 200-300 рублей. Они сетуют на усиленную нагрузку и обещают, что это всего на несколько дней. Хотя эксперты предполагают, что терминалы заработают в прежнем режиме не раньше, чем через месяц.

    С 1 апреля вступил в силу Закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно новым правилам, каждый терминал должен быть оснащен фискальным аппаратом. Но на сегодняшний день только 70 процентов владельцев оборудовали свои устройства контрольно-кассовой техникой. У оставшейся трети из более чем 200 тысяч терминалов либо пока вообще нет фискального аппарата, либо они еще не поставлены на учет в налоговом органе. Как объяснил "РГ" председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким, на переоборудование терминалов участникам рынка выделили всего 1,5-2 месяца. Это вызвало очереди в налоговых и пробел в работе аппаратов. "Сообщений о том, что начались панические проверки терминалов, мы не получали, - говорит Ким, - но владельцы не оборудованной техники пока прекратили работу, чтобы избежать штрафов в 30 тысяч рублей". По словам эксперта, в ближайшие месяц-полтора ситуация нормализуется, и все терминалы поставят на учет в налоговой. Правда, буквально несколько дней назад Борис КИМ заявлял корреспонденту "РГ", что проблем с терминалами быть не должно.

    Но они случились. Пострадали в первую очередь потребители. Вместо того, чтобы оплатить услуги сотовой связи или ЖКХ в близлежащем магазине, люди вынуждены искать салоны сотовых услуг или исправные аппараты. "Сейчас идет перераспределение платежей между работающими терминалами и компаниями, обслуживающими потребителей через кассы", - объясняет Борис Ким. Но, по данным НАУЭТ, в денежном выражении объем платежей резко не сократился.

    Не понесли серьезных потерь и мобильные операторы. По словам пресс-секретаря "Билайн" Ксении Корнеевой, по сумме принятых платежей в пятницу, 2 апреля, в сравнении с пятницей на прошлой неделе и две недели назад, действительно, наблюдается некоторое падение объемов платежей в терминальных сетях и рост в дилерских салонах и банках. Но масштабы этого перетока незначительны - примерно в 6 процентов от объема всех платежей. Руководитель департамента бизнес-коммуникаций компании "МегаФон" Роман Проколов также отметил, что ситуация с платежами за мобильную связь стабильная.

    По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, платежи через кассы в розничной сети МТС 1-4 апреля в среднем по России выросли на 20 процентов по сравнению с последними числами марта. МТС не обладает собственной терминальной сетью, но большинство агентов-владельцев платежных терминалов, с которыми оператор сотрудничает, учли изменения в законодательстве и заключили договоры с банками. Большинство платежных терминалов, установленных в салонах МТС, которые 1-2 апреля отключились (а это около 5 процентов), уже заработали.

    Однако многие потребители начали жаловаться, что салоны сотовой связи резко повысили минимальный платеж за услуги мобильной связи. Теперь стало невозможно положить 10-20 рублей, а только 200 или 300 рублей. Поэтому клиенты вынуждены либо отказываться от услуги, либо влезать в непредвиденные расходы.

    Руководитель по связям с общественностью сети "Связной" Елена Ноготкова заявила "РГ", что на сегодняшний день все терминалы в их сети в рабочем состоянии. Минимальный платеж через терминал - 10 рублей, через кассу - 600 рублей, если в магазине есть терминал. Если в магазине нет терминала, минимальный платеж через кассу составит 350 рублей в пользу оператора сотовой связи. Руководитель PR-службы компании "Евросеть" Ульяна Смольская также объяснила корреспонденту "РГ", что в их компании на несколько дней увеличена минимальная сумма платежа до 200 рублей.

    "Нарушения закона в повышении суммы минимальных платежей со стороны салонов нет", - объясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Подтверждают это и другие эксперты: если в договоре салона с оператором есть пункт о минимальных платежах, то нарушений закона нет. Когда конкуренция ослабевает, качество услуг падает. А нынешние трудности - результат не до конца продуманных законодательных решений. Дмитрий Янин советует потребителям пока пользоваться альтернативными каналами оплаты. Роман Проколов объяснил "РГ", что помимо действующих платежных терминалов в приеме платежей традиционно задействованы и другие каналы - офисы оператора и дилеров, банки, кассы в магазинах, аптеках и супермаркетах, отделения Почты России. "Это огромное количество точек приема платежей по всей стране, все они находятся в шаговой доступности от абонентов, - говорит он. - Также у абонентов, пользующихся банковскими картами, всегда есть возможность оплатить услуги через Интернет".

    Напомним, до 1 апреля 2010 года в России действовали две схемы приема платежей через терминалы - агентская и банковская. Первая предусматривала заключение договоров операторами по приему платежей непосредственно с сотовыми компаниями, жилищно-коммунальными службами, провайдерами. Однако государство посчитало, что что агентская схема помогает оседать в теневой экономике миллиардам рублей неучтенной наличности. А вторая, банковская схема, более надежна, позволяет охватить услугой меньшее количество точек. В итоге пришли к компромиссу - по новому федеральному закону все терминалы по приему платежей до 1 апреля 2010 года должны быть оборудованы "кассовыми чипами", фискальными регистраторами. Однако по данным участников рынка, лишь 40 процентов терминалов, работающих с разными платежными системами, провели необходимые изменения.

    Сейчас участники рынка должны пройти еще и регистрацию "касс" в налоговой службе. А эта процедура занимает две-три недели. При этом налоговики не выпустили четких инструкций, как проводить процедуру постановки на учет фискальных регистраторов в терминалах. Каждая налоговая инспекция устанавливает свой порядок регистрации контрольно-кассовых машин. Инспекторы некоторых ФНС предлагают регистрировать кассовую технику по месту ее фактической установки. Другие - по месту учета организации, месту жительства индивидуального предпринимателя. Некоторые налоговые инспекции требуют от предпринимателей договоры аренды площадей под терминалы.

    Тем не менее такого поворота не ожидали ни в НАУЭТ, ни сами законотворцы. Для Павла Медведева, члена комитета по финансовому рынку Государственной думы, повальное закрытие терминалов тоже оказалось неожиданностью. "Я думаю, что у владельцев моментальных систем сейчас напряженные отношения с налоговыми органами, - считает он, - на этом рынке сейчас начались активные проверки". Новый закон коснулся не только владельцев терминалов, но и банков. По словам Павла Медведева, там также идут активные проверки - нужно предоставить всю информацию по терминалам и банкоматам.

    "Во всем мире существуют моментальные платежи, но только в России рынок не был урегулирован", - говорит Медведев. Вероятно, лучшим выходом из ситуации, по его словам, был бы переход только на терминалы, принадлежащие банкам или агентам банков. Они обязаны предоставлять отчетность ежедневно, а владельцы терминалов моментальных систем - ежеквартально. А значит, будет большая путаница.

    Многие эксперты рынка согласны с депутатом: квитанция из терминала даже с наличием кассовой техники не говорит о том, кто и куда перечислил деньги. Тем более, что по чеку и по виду аппарата невозможно понять, поставлен ли он на учет в налоговый орган и не настроен ли "по-хитрому". При этом, отмечают эксперты, процедура проверки в законе еще не обговаривается. Как и требования к фискальным аппаратам - они пока не прописаны. До 2014 года никаких норм по этому вопросу не предполагалось вводить, объясняет Медведев, возможно, позже будут приняты поправки.

    Поделиться